Концерты Экстремальной Музыки в Калуге

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Нужно мнение...

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Вот статья, компитентные люди, ваше мнение???

Начинать надо с корней, а корнями для металла был хард-рок. Так что напишу для затравки о хард-роке.
Для начала давайте уясним себе, что хард-рок существовал всегда. Еще не было многих стилей, а он уже пробивался из атональных мадригалов средневековой музыки, его совершенные в своей брутальности ритмы выколачивали из своих барабанов африканские шаманы и японские ансамбли. Потом нечто похожее, уже в нотированной форме, до нас донес И.С. Бах (Всем известна прелюдия и фуга в рэ-минор? Чем не тяжелая музыка?). Почти глухой Бетховен вводил все больше инструментов, в т.ч. и ударных в свои творения, только для того, чтобы услышать, что же там он насочинял и на насколько музыканты оркестра уклоняются от его задумок. Тоже получались тяжелейшие вещи, вроде Пятой симфонии. Сергей Кастальский утверждает еще, что позже где-то рядом находились Антон Брукнер, Густав Малер и Игорь Стравинский, но я их не слушал, ничего определенного сказать не могу.
Странно, но Элвис Пресли хард-рока не изобрел. В самой рок-музыке резкости хватало всегда – первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали консервативных слушателей, привыкших к обтекаемой, плавной подачи музыкальных идей.
Призрак хард-рока витал в воздухе примерно с середины 1964 года. Таким резким вещам The Beatles с третьего альбома, как “You Can’t Do That”, “When I Get Home”, “Any Time At All” (поразительным образом две последние записаны в один день, 2 июня 1964 года) не хватает буквально малости до грани отделяющей хард-рок до битловского биг-бита. Где-то рядом ближе к концу года показались The Kinks с их “You Really Got Me”. Там тоже прозвучали все необходимые для хард-рока элементы: акцентированная ритм-секция, агрессивная гитара и форсированный вокал. Подсуетились в 1965 году и The Who с их знаменитой “My Generation”, где наличествовали все те же элементы, но эти песни (как и вещь The Kinks) более уместно считать предвестниками панка. Еще в феврале того же года битлы выпустили еще одну пограничную композицию “Ticket To Ride”, и ушли из исследуемого стиля до 1968 года.
Забегая немного вперед, следует написать чисто музыкальное определение хард-рока. Композиции стиля вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами (как, впрочем, и везде). В хард-роке помимо “выпуклости” ритм-секции, все входящие в нее инструменты напрямую связаны с мелодическим лидером – гитаристом или клавишником, поэтому тут не может быть обособленной импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровизации учавствуют все инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения. Характерными знаками (хотя не без исключений) являются повторяющиеся риффовые гитарные рефрены на рок-н-рольной и, особенно, на ритм-блюзовой основе. Ну и конечно общее искажение звука типа overdrive и иже с ними. Еще слышал музыковедческое определение признаков хард-рока – 8-е синкопы, но я тут не специалист, поэтому предпочту вернуться в 1965 год. К середине года прозвучала “Satisfaction” The Rolling Stones. Тоже знаковая композиция, прежде всего своим знаменитым риффом на перегруженной гитаре Кейта Ричардса. “Роллинги” привнесли в формирующийся стиль идею агрессивных риффов, как правило на ритм-блюзовой основе. (Битлы в ответ выпустили одну из моих самых любимых их вещей “Day Tripper”, построенной на схожем принципе). В том же году, по словам Элиса Купера, его первая группа The Spiders также начала играть хард-рок, но сей факт проверить в записанной форме, конечно же, нельзя. Две вещи, дошедшие от той группы Элиса, - обыкновенный биг-бит. Равно как и аналогичные заявления о тех временах голландцев-ветеранов Golden Earring. Всегда кто-то творит что-то подобное рядом, но история некоторых помнит, о большинстве же умалчивает.
Оставалось только осмыслить пройденный материал и собрать все элементы воедино – на это ушло полтора года - а затем музыканты американского трио Blue Cheer выпустили сингл с тяжелой обработкой композиции Эдди Кокрена “Summertime Blues”. Последовавшая затем дебютная пластинка “Vincebus Eruptum” до сих пор можно рассматривать эталоном хард-рока. Ничем больше музыканты трио так и не прославились. Для справедливости, нужно отметить Cream, они являются хронологически второй группой, но чисто хард-рокерами назвать их нельзя, так постоянные творческие трения внутри группы порождали прекрасные вещи как в рассматриваемом стиле, так и в классическом блюзе, поп-музыке, психоделии.
Триаду создателей венчает Джими Хендрикс. Это он впервые стал использовать продолжительные гитарные соло, он де-факто вывел гитару на акцентированно-лидирующие позиции в тяжелой музыке, он изобрел множество технических приемов, нашедших применение в других коллективах. Количественно, его вклад не очень заметен, качественно же – неоценим.
К концу 1968 года платина рухнула. Появляются Led Zeppelin, Iron Butterfly, Grand Funk Railroad, Steppenwolf, Free, Mountain, Juicy Lucy, Spirit, Ten Years After. Все эти группы выпустили дебютные альбомы во второй половине 1968 года-первой 1969 года. Жанр начал свое развитие. В сентябре 1968 года выпустили свой дебютник Deep Purple, но его надо рассматривать просто в мейнстриме рок-музыки того времени, их время еще не пришло. Позволю себе вернуться к The Beatles, чей “Белый альбом” содержит в себе три хард-роковых вещи: “Glass Onion”, ”Yer Blues” и знаменитую ”Helter Skelter”. Здесь, в последней из упомянутых, впервые была выражена солирующая роль бас-гитары в тяжелой музыке. До этого бас таким образом использовался только в джазе.
Сразу выделились лидеры стиля, причем стиля безымянного, пока американцы Steppenwolf не выпустили песню “Born To Be Wild” со словосочетанием “heavy metal thunder” (правда, еще в 1959 году Уильям Берроуз в романе “Naked Lunch” использовал это словосочетание применительно к музыке, только непонятно к какой именно.). До этого термин использовался для описания звука, который издает форсированный движок “Харлея”.
Вернемся к лидерам. В Соединенном королевстве таковыми моментально стали великие Led Zeppelin. Как и Cream, они не замыкались в рамках стиля, они просто творили. Никто из других групп во всей рок-музыке не стоит рядом с ними по числу проданных пластинок и по пребыванию в хит-парадах в 70-годы. Уравненные в популярности на территории бывшего СССР Deep Purple и Black Sabbath, на самом деле очень далеко от них отставали и по продажам пластинок и по посещаемости концертов. Молотоподобный хард на блюзовой основе, уникальный для белого певца вокал Роберта Планта, термоядерная ритм-секция Джон Пол Джонса и Джона Бонэма, изумительная гитара Джимми Пейджа сделали почти невозможное. Группа не оставила после себя школы последователей, в отличие от двух вышеупомянутых. Группу можно было только слепо копировать, как это делали музыканты Kingdome Come. Музыкальной школы нет, но для популяризации тяжелого звучания никто больше них не сделал в истории рок-музыки. Такие вещи как “Heartbreaker”, “Communication Breakdown”, “The Immigration Song”, “Black Dog” – вечная классика тяжелой музыки. Группа на протяжении всей своей деятельности в штыки встречала предложения по выпуску синглов, ориентируя публику только на альбомы, чем установила доминирование альбомного формата творчества в тяжелом роке, продолжающееся по сей день. В процессе развития музыканты отдавали должное кельтским, индийским и прочим музыкальным темам. В их творчестве нашлось место и металлическому прогрессиву, но я к нему вернусь отдельно.
В США однозначными местными лидерами стали Grand Funk Railroad с их 80 млн. проданных альбомов на нынешний момент. Они первые из хард-рок групп разработали свою формулу успеха: если они нас в газетах не пишут и в эфире не гоняют, давайте сами приедем к зрителю. Непрерывные музыкальные турне по Штатам и Европам, простота и доступность музыки, первые последовательные исследования лирической темы в хард-роке сделали свое дело. В Европе, где слушатели стремились к более сложной музыке, их принимали хуже.
Около года жанр развивался, набирал популярности. Еще не было четкого деления в стилях рок-музыки, бал правила непредсказуемость и оригинальность, на территорию тяжелой музыки часто забирались многие герои тех лет. Даже Pink Floyd на “The Nile Song” сыграли, если не металл, то очень похожее.
Следующей переломной точкой стал июнь 1970 года. Если выпущенный дебютный альбом Uriah Heep стал первым, где Кен Хенсли уравнял клавишные с гитарой (а дальше развил свою идею на “Look At Yourself”), то легендарный “In Rock” Deep Purple стал просто взрывом сверхновой. Нереальные для того времени скорость и техника игры, фантастический и непревзойденный до сих пор вокал Гиллана (его, вкупе с Робертом Плантом, умение работать с обертонами заложило основу «тяжелых» баллад), многочисленные виртуозные импровизации, мгновенно вывели группу в число лидеров. Музыканты разработали стилистику будущего хард-н-хеви, привнесли элементы барокко, стали ориентиром для бесчисленного числа будущих монстров стиля. Впрочем, запала хватило только на этот и последуюшие два более простых альбома. Впрочем, “Smoke On The Water”, гимн харда переживет нас всех. Элементы барокко более выражены в творчестве следующей группе Блэкмора - Rainbow, но я забегаю вперед. Deep Purple стали и первой тяжелой группой, записавшей концерт с симфоническим оркестром. Правда творение Джона Лорда к тяжелой музыке имеет опосредованное отношение.
Четвертой группой в иерархии хард-рок команд стиля (после Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath) стали Uriah Heep. Как и у «цеппелинов» они не замыкались только на рассматриваемом стиле, творчество их отмечено печатью поиска от более тяжелого звучания (альбомы «…Very ‘eavy…» и “Look At Yourself”) к более легкому. Самым значительным для стиля стал “Look At Yourself”, где они почти догнали по скоростям и тяжести “In Rock”, а клавишные начали играть иногда первостепенную роль. Впрочем, затем пошло общее смягчение саунда.
В целом, можно выделить несколько путей развития хард-рока в первые годы его существования. Самой первой, популярной и проторенной дорогой, был хард-рок на блюзовой основе, берущий начало в творчестве триады создателей, и продолженный Led Zeppelin. От идей Cream отталкивались Free, Mountain (только с добавлением клавишных) и Budgie ( добавляя элементы джаза). Кстати именно Budgie, использовали в оформлении своих альбомов попугая, довольно грозного на вид, который представал то в образе рыцаря, то пилота, то офицера гестапо. Они первыми ввели в тяжелый рок элементы культуры макабра, в дальнейшем повлиявшей на имидж и оформление пластинок Iron Maiden, Megadeth и многих других. От блюза плясали и Thin Lizzy, добавившие в свой стиль традиционный ирландский фольклор.
Второй дорогой стали проблески прогрессивной тяжелой музыки, которой будет посвящена отдельная статья.
Третим путем – созданием совершенно новых стилей пошли Deep Purple и Black Sabbath. Можно сказать с некоторой натяжкой, что они отталкивались от европейской классической музыки, ее сонатных и барочных корней.
Отдал дань хард-року и Эндрю Ллойд Уеббер. На своей рок-опере “Jesus Christ Superstar” он смело вводил хард-риффы, например в арию “The Temple”, что также не могло не способствовать популяризации тяжелого звучания.
Остается только добавить, что наряду с известными командами творили почти забытые к настоящему времени… Wishbone Ash, Silverchair, Bad Company, Silverhead, Bloodrock… В массе своей они и выковали стиль, заложивший основы хард-рока.
Героями следующей главы будет самая значимая и влиятельная группа, группа, собственно и создавшая металл – Black Sabbath.

Музыканты величайшей группы в истории металла знали друг друга еще по школе округа Эштон, около Бирмингема. Поиграв в местных группах, Оззи Осборн (получивший своё легендарное прозвище из-за обожания сказки "Wizard of Ozz), Тони Айомми, Джизер Батлер и Билл Уорд собрались в начале 1968 года. Вначале музыканты ориентировались на блюз с джазовыми ходами. Вообще, рождению металла способствовали множество случайностей. Еще в школе все члены группы увлекались мистикой и оккультизмом. И вот Джизер Батлер начал писать лирику на уже знакомые темы. Но если уж связываешься с мистикой, то готовься к сюрпризам. В 1969 году произошло событие, которое, с одной стороны, едва не стоило группе карьеры, а с другой, имело бесценные последствия для создания уникального саунда группы. Незадолго перед началом записи дебютного альбома Айомми в результате несчастного случая травмировал кисти рук. Он экстренно переучился брать аккорды правой рукой, но так как прижимать струны к ладам пальцами со срезанных до костей кончиками пальцев было нестерпимо больно, он нашел выход из положения, приспособив специальные пластиковые наперстки. Кроме того, чтобы облегчить себе задачу, он ослабил струны, и они стали звучать ниже. Получившийся в итоге звучный, грязноватый саунд в сочетании с мрачными риффами в точности попадал в тональность лирики. Туда же и лег грубый, с нотками безумия вокал Оззи.
__________________Первоначально группа называлась Earth, но после просмотра одноименного итальянского фильма ужасов Black Sabbath обрели свое имя. Чёрная суббота, Черный шабаш... В этом просматривалось кощунство - ведь суббота у многих народов является святым днём, а тут - разгул нечисти в этот светлый день! К тому же из авторитетных английских магов тогда публично заявил, что если ребята тотчас не сменят название своей группы, то он со своими "собратьями по оружию" проклянёт еретиков... К этому времени первая пластинка команды уже была практически готова, и менять название было явно поздновато. Да и потом не хотелось ломать столь искренне и успешно созданный имидж. Тут кому-то из музыкантов пришла в голову идея: все проклятья подвластны дьяволу, а значит, нужно просто надеть кресты и не бояться гнева нечистых сил. Так они и сделали. С этого момента кресты стали неотъемлемыми атрибутами группы в одежде, на сцене, в оформлении пластинок. Подсуетилась и звукозаписывающая компания, впервые в рок-музыке поместив перевернутый крест (проигнорировав протесты музыкантов!) на обложку (пока заднюю) альбома, обрамив им очень апокалиптическое послание группы слушателям. Мрачное и очень готическое, если смотреть из наших дней, оформление самого альбома дополняло картину.
Альбом “Black Sabbath” вышедший в феврале 1970 года произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ничего подобного в рок-музыке еще не выходило. Первая же композиция (также названная “Black Sabbath”) альбома с убийственно тяжелым риффом, гипертрофированным тяжелым звучанием, звуком дождя в интро, текстом с упоминанием дьявола и предостережением от излишнего увлечения потусторонними силами возвестила мира о рождении металла. Эта вещь родила на свет и стиль, который полтора десятка лет будет называться дум-металлом. Очень тяжелый и медленный металл с вязкими гитарными риффами и стал признаком doom’а и визитной карточкой ансамбля на первых альбомах. Одновременно была произведена революция в лирике. Злые, колючие тексты, повествующие о смерти, ударах судьбы, черных силах, ведьмах, сочетающие “потусторонние” проблемы с современными. В то время такие темы были если не под прямым запретом, то под негласным табу. К тому же музыканты и лейбл раздували маркетинговые легенды, о том что с ворожством они на короткой ноге, чуть ли не все свободное время на черную магию тратим. Неудивительно, что группа моментально стала популярной по обе стороны Атлантики, а дебютный диск занял 16-е место в британском хит-параде (на 15-м был “Led Zeppelin II”) Если смотреть на корни музыки, то в основе лежит тот же блюз, правда измененный до неузнаваемости. Впрочем, вторая вещь на альбоме – “The Wizard” – с типично блюзовой структурой и губной гармошкой красноречиво напоминает нам о происхождении музыки. Со временем блюзовые корни нивелировались.
Вторым альбомом и окончательным прорывом стал “Paranoid” (сентябрь 1970 года) с знаменитой заглавной композицией о душевном заболевании – еще одним табу в музыке тех лет. Но сам хит ни в коей мере не отражает стилистику группы, в отличие от тяжеленной “War Pigs” с одним из лучших гитарных риффов в истории металла и антивоенным текстом, в отличие от “Iron Man” с жутким металлическим интро. В принципе эти вещи наряду с “Black Sabbath” заложили основы дума. Альбом показал начавшуюся склонность музыкантам к экспериментам. В течении года суммарный тираж первых двух альбомов перевалил за четыре миллиона, и это без особой рекламы, с традиционным для английских музыкальных критиков снобизмом и игнорированием.
На третьем альбоме (“Master Of Reality”, август 1971 года) группа продолжила как и исследования дума (“Sweat Leaf”), так и более скоростных структур. Написанная же Батлером, скоростная и блистательная религиозная композиция “After Forever” навлекла обвинения в сатанизме, вплоть до попыток запрета играть концерты, если в радиусе семи миль (!) есть храм и требований церкви не транслировать музыку по Би-Би-Си (Хочу отдельно отметить, что куда более серьезно оккультизмом занимался Джимми Пейдж, вплоть до покупки особняка Алистера Кроули, но первым подобный ярлык пришили именно бирмингемцам).
“Vol. 4”, четвертый релиз музыкантов (сентябрь 1972) стал переходной работой от традиционных думовых структур (“Wheels Of Confusion”, “Under The Sun”, так и не ставшая заглавной из-за наркотической направленности “Snowblind”) к более прогрессивной и разносторонней музыки. Хотя бы клавишная баллада “Changes”, рок-н-рольный “St. Vitus’ Dance”, акустический инструментал “Laguna Sunrise”… Но для металла в целом важнейшей композицией стала “Supernaut”. Эта вещь стала первой композицией в стиле трэш-металл, де-факто произошло рождение нового стиля, к сожалению, почти не развитого ни Black Sabbath, ни их современниками. Но этот альбом (ну и другие конечно!) имели в виду музыканты Metallica, говоря что без Black Sabbath их музыки не существовало бы, в этом альбоме источник вдохновления Candlemass.
Альбом 1973 года, “Sabbath Bloody Sabbath” иначе как мега-шедевром назвать нельзя. В который раз музыканты опередили свое время. Заглавная вещь с убойнейшим трэшевым риффом , обрывающаяся спокойными акустическим вставками, “A National Acrobat” с наложенными параллельными партиями Айомми, бесконечными сменами ритма и философским текстом, “Spiral Architect” с оркестровками Рика Уэйкмана из Yes, прозрачная акустическая “Fluff” с нежными умиротворяющими клавишами, затейливое сплетение гитарных риффов и соло в “Killing Yourself To Live” В свет появился первый альбом прогрессивного металла. И опять эстафету никто не поддержал, музыканты еще полдесятка лет музыканты оставались единственными представителями стиля. На этом подлинно революционное творчество заканчивается, дальнейшее творчество я хочу осветить в следующий раз. Естественно, что у группы сразу же появились подражатели, с неизменным прилагательным "black" в названии: Black Cat Bones и Black Widow из Англии, Black Sheep из США, Blackfeather из Австралии, но реальными продолжателями стали Judas Priest... но об этом позже.
Таким образом, группа является изобретателем металлического звучания, doom’а, thrash’а, прогрессивного металла. Причем жесткость музыки бирмингемского квартета нельзя назвать только довлеющей самоцелью, она органичным образом дополняла красивейшие мелодические и композиционные решения музыкантов. И напоследок о красивой легенде. Легенда эта о бемольной пятой доли, будто бы существовал такой интервал в музыке раннего средневековья, и будто бы семь его повторов позволяли открыть врата ада, а девять – вызвать и тамошнего хозяина. Естественно, знатоки сольфеджио из Святой Инквизиции поползновения проверить сей факт пресекали кострами. Причем тут Black Sabbath? Еще раз давайте вернемся к первой металлической композиции на этой грешной земле – к “Black Sabbath” первую вещь с первого альбома – и послушаем ту самую долю на протяжении первых двадцати секунд звучания, а если точнее, то это третья нота.
Если прочитавшие статью не побегут качать "Черных саббатини" из Интернета или в музыкальный магазин за дисками, то знайте, мне просто не хватило остроты пера для описания величия музыкального наследия группы.
Первоначально хотел сразу перейти к рассказу о NWOBHM, но решил не допускать образования целой временной лакуны между 1972 годом и концом 70-х. В этой статье будет рассказ о состоянии мировой тяжелой сцены в вышеуказанный промежуток. В данной, весьма большой статье, речь пойдет так и о уже упоминавшихся группах, так и о новых именах. Многие из них и поныне выпускают альбомы и гастролируют.
Где-то на рубеже 1972 и 73 годов в хард-роке началось дальнейшее деление на различные стили. Так, еще раньше, после совершения обратного кульбита в сторону облегчения, появился стиль, известный нам как глэм (glam) или глиттер (glitter, букв “блестящий”). Вообще, я не считаю, что появление данного стиля целиком можно выводить из хард-рока (здесь также сильны позиции поп-мейнстрима 60-х), но чисто музыкально, его роль, пожалуй, превалирующая. Упрощенная мелодика и композиция вещей, акцент на клавишные (иногда подавляющий) и гитару, четко выделенные рефрены, хард-роковые, но “сладкие” гитарные риффы, вычурные аранжировки, предельная экзальтация исполнения, броский имидж (главная отличительная немузыкальная черта). Заложенный коммерческий потенциал впервые был раскрыт Марком Боланом и его T.Rex, Гари Глиттером и его группой (он и дал стилю одно из названий), но самой яркой группой на все времена стали американцы Kiss. Ярчайший имидж (сами знаете, не буду расписывать), вполне приличная тяжесть на первых альбомах, всегдашняя направленность на коммерческий успех и хитовость композиций обеспечили группе успех вплоть до наших дней. Критики первые три пластинки разнесли в пух и прах, но цеплялись они больше к имиджу, а не музыке. В дальнейшем сами Kiss стали мягче, а знамя глэма подхватили монстры 80-х: Twisted Sister, Motley Crue, Guns’N Roses и многие другие, с разными кренами – то в сторону глэм-металлического звучания как Ди Снайдер сотоварищи, - то в более попсовые области. Элементы глэма проявлялись у различных исполнителей, к тяжелой музыке никогда не относимых, вроде Slade, Smokey. Впрочем, о глэме 80-х возможно будет отдельное повествование.
В последствии, уже в 80-х стали довольно четко разделять такое ответвление от хард-рока, как помп-хард, с его многими, присущими чертами собственно глэму: мелодизмом, помпезностью аранжировок, но без кричащего имиджа. Но команды, подходящие под этот стиль появились еще в 70-х.
Отдельной строкой хотелось бы выделить великих Queen. Группа, стилистически невероятно разнообразная, в целом подходит под рамки помп-харда, но отдельные их работы в 70-х простираются от тяжеленного хард-рока до чуть ли не отпетой попсы. Отталкиваясь как от наследия Led Zeppelin на ранних альбомах (а на втором и от арт-рока тех лет), так и от европейской сонатной классики, группа обрела свой стиль на своем четвертом альбоме “A Night At The Opera”, где нашлось место почти всем существовавшим стилям в музыке тех лет. Создавая красивейшее вокальное многоголосье, вплетая затейливые лидирующие партии клавишных, новаторские элементы китча, уникальный вокал Фредди Меркьюри, Queen стали одним из главных заслонов на пути панка в сердцах слушателей и этим, по сути, спасли рок-мейнстрим в 70-х (хотя и ценой облегчения и опопсения саунда). В область хард-рока группу постоянно тянул гитарист Брайан Мэй, давший миру много классических гитарных риффов и соло в вещах подобных “Now I’m Here”, ”Sweet Lady”, ”Death On Two Legs”, ”Bohemian Rhapsody”, “Tie Your Mother Down”, “We Will Rock You” и других. На альбоме 1977 года “News Of The World” Queen вообще показали, чуть ли не самое тяжелое звучание в тяжелой английской музыке тех лет, но затем свернули с этой дороги.
В классическом же хард-роке в 73-74 гг. происходит смена творческих лидеров. Былые герои начинают терять форму. Led Zeppelin выпустили красивейший, но совершенно нетяжелый “Houses Of The Holy”, Deep Purple, лишившись Гиллана и Гловера после не очень удачного альбома 1973 года “Who Do We Think We Are”, и, приобрев Хьюза и Ковердейла, скатываются в более легкий фанк, несмотря на противодействие Ричи Блэкмора, выразившиеся в таких убойных вещах, как “Burn” и ”Stormbringer”. Невероятно резким было и падение качества творчества Uriah Heep. На первые позиции выходят группы, остававшиеся в тени в начале 70-х. Из второй волны английского традиционного харда, первенствовали Bad Company (составленное из музыкантов Free, Mott The Hoople и King Crimson), протеже Питера Гранта, менеджера Led Zeppelin. Музыканты играли мелодически очень яркий, безхитростный хард на блюзовой основе с красивыми балладами и продавали миллионы пластинок. Наибольшим успехом, творческим и коммерческим, стал их альбом “Run With The Pack” 1976 года. Герои хард-рока СССР, шотландцы Nazareth, на родине не слишком преуспели в начале 70-х (начав с объединения кельтского фолка и харда, потом, подрожав Deep Purple), и их творческий пик пришелся именно на 1974-76 года, с альбомами “Rampant”, “Hair Of The Dog”, “Close Enough For Rock’n’Roll” и с великолепными балладами “Love Hurts” и ”Please, Don't Judas Me” . Причем по части аранжировок и риффов музыканты, пожалуй в этот момент превзошли, пожалуй, любого конкурента второй волны. Чуть позже, в 1976 году своего творческого пика добились и Thin Lizzy с альбомами “Jailbreak”и “Johnny The Fox”, правда путем подчеркнутого стягивания материала “под” лидера, Фила Лайнотта, что в дальнейшем привело к творческому кризису.
1975 год. Black Sabbath на “Sabotage” вовсе ушли в арт-рок с элементами харда, Led Zeppelin выпустили двойник “Physical Graffiti”, причем только первый диск можно отнести к тяжелому прогрессиву (на нем был легендарный “Kashmir”), второй же – разнообразные блюзы. Deep Purple лишились Ричи Блэкмора и без его руководства окончательно развалились после “Come Taste The Band”. Собственно, неплохой хард-рок, загубил своим вокалом Ковердейл.
Самой же влиятельной в творческом плане хард-рок группой для будущего тяжелого металла стали Rainbow. Действуя обособленно, отталкиваясь по большей частью от “In Rock”, они почти в одиночку отстояли тяжелую музыку перед “новой волной”. На трех альбомах 1975-1978 гг. виртуозная гитара Блэкмора, красивейший атакующий вокал Р.Д. Дио, агрессивная ритм-секция (со второго альбома играл Кози Пауэлл), элементы средневековой барочной музыки, первые в тяжелой музыки заимствования из классики (особенно на концертах, где Кози Пауэлл играл свое соло под увертюру к опере "1812 год" Римского-Корсакова.). Вещь со второго альбома “Stargazer” со струнным оркестром вообще стала совершеннейшим соединением классики и тяжелой музыки. Группа Блэкмора заменила в общественном сознании Deep Purple и именно она является связующим звеном к хард-н-хеви 80-х годов. Ричи выработал и определенную модель кадровой политики (подчас практикуемую некоторыми лидерами групп и сегодня) в отношении музыкантов своей группы. Постоянные смены состава уберегали команду от самоплагиата и привносили свежие идеи. Равно как ослабляли группу, поскольку почти каждый раз после смены приходилось начинать с нуля. К сожалению, после Дио и Пауэлла, равных им по таланту музыкантов Ричи не нашел и качество музыки снизилось.

Вообще группы второй волны британского харда 70-х годов в целом были менее изобретательны. Коммерческий успех стиля породил также группы нацеленные на успех в хит-парадах типа Heavy Metal Kids.
Отдельно хочется упомянуть такие необычные и тогда и для современного слушателя группы, обьединяюшие хард-роковые риффы с психоделией. Такие группы, как Amon Duul, Hawkwind (в ней начал карьеру Лемми из Motorhead), Baker Gurvitz Army подчас добивались очень интересных результатов и стали творческим предтечами Voivod. Забирались на тяжелые рельсы и King Crimson, вплетая в свои инструментальные композиции почти doom’ые риффы, а на альбоме “Red” в композиции “One More Red Nightmare” и вовсе выдав совершенно нетипичный для них хард-рок.
По ту сторону океана тоже кипела творческая жизнь. Выпустив еще в январе 1973 года дебютный альбом начали свою карьеру Aerosmith. Великолепную балладу “Dream On” с него даже передрал четверть века спустя один рэппер. Сам стиль группы на альбомах 70-х колебался между утяжеленным глэмом и классическим хард-роком. Антиподами Kiss (“Ангелами добра”) с на порядок более интересной музыкой (эпический хард с музыкальным преобладанием мистических клавишных) объявили себя Angel, но столкнувшись с невниманием публики опопсели после трех альбомов. Главным гитарным героем Америки 70-х стал Тед Ньюджент, хотя музыка его команды была весьма однообразной, выделялись только соляки самого Теда. Самой же творчески интересной тяжелой группой тех лет в США стали Blue Oyster Cult. Играя не по-американски композиционно разнообразную музыку с интеллектуальными текстами, мрачной атмосферой альбомов, виртуозными гитарными соло. (Джеймс Хетфилд говорил в интервью, что вещь “Astronomy” с альбома Blue Oyster Cult 1974 года стала для него наглядной школой построения композиции).
Были и обычные помп-рок группы: Geordie, Journey, Foreigner, оставившие хорошую память, но не внесшие особого вклада в развитие.
В Канаде лидерами местной сцены кроме Rush и Triumph (о них в статье про металлическом прогрессиве) стали Mahogany Rush c четкой ориентацией на творческое наследие Джими Хендрикса с добавлением клавишных. Также можно упомянуть немного походящих на Bad Company Heart с двумя вокалистками и Loverboy, группы с ориентированным на американский хит-парад мелодичным хардом.
Начинают просыпаться и прочие страны. Если Living Blues в Голландии и Krokus в Швейцарии ориентируются на английскую модель классического харда, то австралийцы AC/DC, играя на протяжении всей карьеры, почти одни и те же утяжеленные блюзовые риффы с отчаянным вокалом, больше уповали на американский рынок, и необъяснимым образом удерживаются на плаву уже треть века.
В 70-гг роль гитары в тяжелом роке не подвергалась оспорению, несмотря на эксперименты некоторых команд по обе стороны Атлантики. Гитарист и его соло стал зачастую гвоздем программы. Сама музыка с усложнением становилась все более и более оторванной от обычного слушателя. Особенно в этом преуспели команды, играющие прогрессив, но хард-рок тоже внес свой вклад в этом. Былая демократичность рок-музыки стала рушиться, и в качестве ответа на это появился панк с его музыкально недалекими композициями. Новая волна довольно жестко прошлась по тяжелой сцене, основательно отодвинув интерес публики к подобной музыке. Не все остались в строю, но музыкальная эволюция тяжелой сцене была уже неотвратима, она пережила и переварила панк, подчас заимствуя из него некоторые элементы.
Кое-кто из героев 70-х не попал в эту статью, но о них не забыто, они понадобятся автору в дальнейшем, чтобы от их творчества перекинуть мостик к NWOBHM конца 70-х.
Первые музыкальные корни новой волны начинают просматриваться в 1974 году, и как не странно, авторство тут за немцами. Точнее за небезызвестными Scorpions, чей дебют в двумя годами ранее остался незамеченным, но критики обратили внимание на технику 17-летнего Майкла Шенкера, и того оперативно переманили к себе, уже приобретшие некоторую популярность у себя на родине, англичане UFO.
Второй альбом “скорпов” “Fly To The Rainbow” в паре композиций нес уже многие элементы NWOBHM. Мелодику таких вещей как “This Is My Song” и в начале жутко навороченного психоделичного эпика “Fly To The Rainbow” спустя полдесятка лет возьмут на вооружение Iron Maiden. Ну еще тяжеленная “Speed Is Coming” написанная явно под впечатлением от “Burn” Deep Purple. Главным идеологом был Ульрих Джон Рот, незаслуженно малоизвестный в кругу поклонников музыки. 19-летний ученик школы Джимми Хендрикса, придя в группу на смену Майкла перед записью второго альбома, изменил в пользу утяжеления звучания саунд, что совпало с идеями двух лидеров: Рудольфа Шенкера и Клауса Мейне. Роту было предоставлена роль свободного художника, и до сих пор автор считает его работу на альбоме “скорпов”, одним из идеалов работы лидер-гитариста в тяжелой музыке. (Автор советует как железный must have послушать работы команды в 70-х задолго до “Wind Of Change” и прочей коммерции) Почти одновременно UFO с Майклом Шенкером выпускают классический альбом “Phenomenon” с известными вещами “Rock Bottom” и особенно “Doctor Doctor”, тоже являющиеся предвестниками новой волны. В последующие несколько лет Scorpions вошли в период стилистических шатаний, но пару пограничных композиций, тем не менее, сочинили, вроде “Dark Lady” “He’s A Woman, She's A Man”. К рассматриваемой стилистике вернулись только в 1979-82 годах, и то ненадолго. UFO же больше себя ничем не проявили. Отдельной строкой нужно отметить Birth Control, немецкую группу 70-х, игравшую не столь выразительно, как Scorpions, но явно тяжелее. Они видимо не повлияли на кого-нибудь из будущих лидеров стиля, упоминаний о них почти нет.

Вообще, какого-то внятного музыкального определения к New Wave Of British Heavy Metal не существует, это группировка по хронологическому появлению, а не стилю. (Сам термин появилась с легкой руки Джеффа Бартона, журналиста Kerrang!, первого специализированного журнала о тяжелой музыке ). Берущая истоки в хард-роке 70-х годов, прежде всего в наследии Deep Purple, новую волну можно определить, как убыстренный и резко металлизированный хард-рок. Еще можно привести такой признак как сдвоенные соло-гитары, но здесь были и исключения, вроде Diamond Head, игравшие с одной гитарой. Да и у многих команд было более привычное разделение на ритм и соло-гитары. Триольный ритм как основу рисунка ударных играли еще те же Deep Purple, это тоже не признак. Двойные бас-бочки тоже примерно одновременно стали использовать ряд ударников в середине 70-х.
Вообще, отвлекаясь, первый случай появления двух лидер-гитар в одной группе произошел еще в 1967 году, когда Джимми Пейдж заменил заболевшего Джеффа Бека во время турне Yardbirds. Бек поправился и вернулся, но ритм-секция и менеджмент группы уже Пейджа не отпустила, сочтя звучание двух соло-гитар на сцене интересным, правда к неудовольствию вокалиста Кита Ральфа, которого эта гитарная коррида явно задвигала в тень и самого Бека, которому тоже не нравился незваный конкурент. Поиграв в не очень удачном турне некоторое время и, не увековечив данный состав на записи, группа распалась и началась история Led Zeppelin. На некоторое время идея не получала продолжения. Пока менеджмент компании Gull Records не решил, что у своих новых подопечных второй лидер-гитарист поможет выделиться среди сонма тяжелых команд. Имя молодых дарований было – Judas Priest.
Команда, проложившая дорогу новой волне, к самому металлу пришла не сразу. На дебютном альбоме в сентябре 1974 года (с плохой записью и никудышным миксом ) металла еще не было и в помине, был обычный мейнстримовый хард-рок тех лет (с главенствующим влиянием Budgie), не самый бесталанный, но и не выдающийся. Выделялись только вокал Роба Хэлфорда и отличная баллада “Run Of The Mills”. Куда интереснее со стилистической точки зрения второй альбом “Sad Wings Of Destiny” с вершиной вокального мастерства Роба и такими вещами как “The Ripper”, ”Tyrant”, ”Victim Of Changes”. Стиль группы в общих чертах уже и оформился на этом альбоме, хотя опять же, до металла еще чуть-чуть не хватает. В том же 76-году Стив Харрис сочинил первые вещи из будущей классики Iron Maiden: “Wrathchild”, “Transylvania”, “Prowler”… А “присты” под продюсированием Роджера Гловера сделали шаг назад, под названием “Sin After Sin” скатившись, видимо, под влиянием экс-дипперпловца обратно к хард-року. Особняком стоит только финальная “Dissident Agressor”, ставшая прототипом (как и “Supernaut” Black Sabbath) для трэш-металла, не случайно ее исполняли Slayer и Forbidden. Творчески альбом, тем не менее, был топтанием на месте, если не шагом назад, но коммерческий успех пластинки позволил группе развиваться дальше. Четвертый альбом “Stained Glass” являлся как бы возвратом к позициям достигнутым вторым альбомом, этакий пост-хард недо-металл. А ураганный opener “Exciter” показал пути развития для будущих спид-металлических команд. И не следует забывать, что тот 1978 год был годом яростной борьбы за души поклонников между панком и прочими стилями музыки и очередной альбом Judas Priest “Killing Machine” стал квинтэссенцией новой волны, ее первым громким заявлением, Библией, если хотите. Октябрь 1978 года стал месяцем рождения новой волны с такими вещами, как “Running Wild”, “Hell Bent For Leather”, “Delivering The Goods”, “Take On The World”. Одновременно, музыканты навсегда определили имидж металла, как музыки, закованной в кожу и металлические заклепки, начав появляться на сцене в подобном прикиде, причем Роб Хэлфорд еще и выезжал на Харлее в финале каждого шоу. (Происхождение кожаного прикида? Лицо нетрадиционной сексуальной ориентации, работающий в группе у микрофона, совершил набег на магазин для садо-мазохистов. Правда, правда!).
И все, лед тронулся. В январе 1979 года Scorpions выпустили безкомпромисмный “Lovedrive” и как нельзя удачно попали в восходящую струю популярности стиля. Второй же, коммерчески и творчески прогремевшей командой стиля стали Saxon, с одноименным дебютным альбомом. Начали свою активную студийную и концертную деятельность Praying Mantis, Diamond Head, Tygers Of Pang Tang, Sledgehammer.
Почти немедленно в поле зрения публики попали и команды, стилистически совсем не похожие на лидеров стиля. Def Leppard с коммерческим хардом, Samson с традиционным хард-роком с блюзовыми корнями (но давшими миру Брюса Дикенсона), Angel Witch с риффами от ранних Black Sabbath, Motorhead с их немного панковской, безкомпромиссной молотиловкой, швейцарцы Krokus, чутко следившие за конъюнктурой и сумевшие переложить свой традиционный хард в новые стилистические рамки. Выехав на популярности стиля, они навсегда оставили след в истории музыки. Те же Motorhead, до сих пор живут припеваючи, штампуя один за другим похожие альбомы, и что поразительно, публика от них ничего другого и не ждет. Judas Priest уже почти не обращали внимания на конкурентов, наслаждаясь заслуженной славой патриархов стиля. На очередном классическом альбоме 1980 года с символичным названием “British Steel” прозвучала композиция с одним из величайших гитарных риффов всех времен и народов – “Breaking The Law”. Главной же командой NWOBHM и одной из величайших команд в истории металла стали Iron Maiden. После многократных смен состава, безконечных концертов в лондонских дырах, выпуска легендарного демо “The Soundhouse Tapes” который они умудрились продать в количестве 5000 штук по почте, Стив Харрис сотоварищи наконец 11 апреля 1980 года выпустили дебютный альбом. С этого момента с ними пару-тройку лет пробовали соперничать только Saxon (особенно со своим вторым альбомом “Wheels Of Steel”), но они, не выдержав конкуренции, сникли к середине 80-х, а публика не простила попытки заигрывания с более коммерческой музыкой. Пиком же раннего творчества Iron Maiden является их легендарный третий альбом “The Number Of The Beast” где дебютировал Брюс Дикенсон и где нашлось место и стадионным гимнам вроде “Run To The Hills”, и думовым структурам в “Children f The Damned” и эпику “Hallowed Be Thy Name” Одновременно тяжелая, эпичная и мелодичная музыка группы, вокалист с мощнейшим голосом, взявший все лучшее от Яна Гиллана, тексты с изрядной долей юмора, неизменный Эдди на обложках пластинок – Iron Maiden здравствуют и поныне, правда уйдя почти целиком в прогрессивный металл.
В США новая волна вызвала в свет несколько команд играющих по-английски, и ориентированных на европейскую аудиторию, нежели домашнюю. Хронологически первыми были Jag Panzer из Колорадо, но они ныне почти забыты. Главной же американской группой стали всем известные Manowar. Из американских музыкальных черт у них главным всегда был всего лишь гипертрофированный пафос. Впрочем, музыка группы отлична, изумительный вокал Эрика Адамса (вступление вещи “Revelations” со второго альбома группы автор обожает ставить тем, кто при нем начинает сомневаться в вокальном умении металлических певцов. Добивает обычно либо “Bridge Of Death” либо “Master Of The Wind”). Эрик тоже ориентировался в своих вокальных предпочтениях на Яна Гиллана, а лидер коллектива – Джо ДеМайо, стал первым в тяжелой музыке героем бас-гитары, умудряясь рвать на ней во время концертов струны и обрабатывать классические произведения.
Новая волна потихоньку сошла на нет к середине 80-х гг, уступив место другим стилям, появившимся во время все ускорившейся эволюции тяжелого рока. Пожалуй, только три команды: Iron Maiden, Judas Priest и Manowar развивались творчески и выпуская. коммерчески успешные альбомы. Ну, еще Saxon что-то там иногда выпускают. Ну Running Wild начав в начале 80-х, добились культового статуса к концу десятилетия, не больше. Остальные, исчерпав свой потенциал, ушли, оставив громадное влияние на последующие стили. Время они времени они вылазят с реюнионами, о них вспоминают гранды (тех же Diamond Head к месту и не к месту славили музыканты Metallica), но их время прошло.
На календаре где-то 1980 год… С него и начнем. Прослеживая корни трэша, автор выделил бы четыре, примерно равных по значению музыкальных стиля. Первым, несомненно, была “новая волна британского металла”, жестко металлизированные хард-роковые структуры Iron Maiden, Saxon и многих других менее известных групп: Diamond Head, Sweet Savage, Angelwitch, Blitzkrieg, Holocaust, Savage и др. Вторым стилем был прото-блэк англичан Venom, особенно их дебютная работа “Welcome To Hell” 1981 года. И тут велико не только музыкальное, но и чисто идеологическое значение. Именно трио из Ньюкасла первым сформировала идею “жесточайшего рока” (“играть тяжелее всех на данный момент!”) подхваченную затем следующими поколеньями музыкантов. К тому же музыканты использовали ярко выраженную сатанинскую тематику в лирике, чего до них не осмеливался делать никто. Еще один запретный барьер рухнул… Третим истоком трэша было то, что спустя несколько лет стало называться спид-металлом. Здесь следует упомянуть британское трио Raven. Кое-где их называют первой группой стиля, но все же это пока еще балансировка на гребне новой волны и будущего трэша, причем самая скоростная по тем временам. Скорость, стремительность стиля – от них. К сожалению, как часто это бывает, музыкальных идей хватило только на два альбома 1981 и 1982 года,и группа постепенно пропала из поля внимания публики. Но не стоит забывать, что в свой первый тур Metallica поехала именно с этим трио. Четвертым стилем, все же скорее больше американским по влиянию стал жесткий панк, прежде всего в лице “американского ответа на Sex Pistols” из Сан-Франциско, группа Dead Kennedys. Заслуга прежде всего в звуковом навале, стене громкого всеподавляющего звучания, обрушивающейся на слушателя, в скорости как самоцели и еще, пожалуй, в лирике, бичующей всех священных коров американского общества, все эти “измы” и социальные явления. (Да и название группы метит туда же!). Социальная критика в лирике потом войдет на вооружение десятков групп – Metallica, Megadeth, Sacred Reich, Slayer и многих других. Еще напомню про композиции “Supernaut” Black Sabbath и “Dissident Aggressor” Judas Priest в которых есть смысл видеть предвестников стиля. В итоге, трэш стал логическим продолжением всего самого экстремального и скоростного в тяжелой музыке к началу 80-х годов. Само название стиля произошло от существительного “thrash” – “хлесткий удар”, ”удар наотмашь”, имея в виду манеру звукоизвлечения исполнителей стиля. Музыкальный базис трэш-металла, как правило упирается на хард-роковые структуры, только разогнанные до бешенного темпа. Кроме того характерна своеобразная риффовка гитарных ходов с предельно агрессивным и быстрым воздействием медиатора на струны, некоторая монотонность и ограниченность в аранжировках (что и привело к потере популярности стиля в начале 90-х…). Типичны для стиля и частые смены ритмических рисунков, использование спаренных бас-бочек, кричащего/ревущего/верещавшего/рявкающего вокала. Инструментально трэш был и остается весьма консервативным – гитары, никаких клавишных (искал группу традиционного трэша в 80-х-начале 90-х, где бы был клавишник, нашел только… в русском Мастере! Ну еще виолончели и скрипки у Apocalyptica десять лет спустя….) На неподготовленного слушателя трэш скорее всего произведет впечатление какофонии и некого музыкального абсурда, хотя в действительности, это один из самых непростых для исполнения жанров, требующих значительных усилий не только от музыкантов, но и от слушателей.
Хронологически первыми трэш заиграли Metallica, уже к концу 1982 года у них была и концертная программа и легендарное демо “No Life ‘Till Leather” – что впоследствии стало основой скоростного дебютника “Kill ‘Em All”, вышедшего в июле 1983 года. Отталкиваясь от NWOBHM музыканты выдали далеко не стопроцентный трэш, но где-то на три четверти, не меньше. Причем музыканты одновременно оказали громадное значение на андеграундные группы, повсюду, где они выступали и с кем дружили. Slayer и Exodus на западном побережье, Anthrax на восточном – все они впоследствии признавались в интервью, что поменяли свою музыкальную ориентацию под впечатлением музыки Хетфилда и его банды. Фантастическая по слаженности связка Ларса Ульриха и Джеймса Хетфилда (кстати, изначально ориентирующаяся на тандем Данкана Скотта и Брайана Тэтлера из Diamond Head) дополненная фантастической техникой игры Клиффа Бертона и стремительными соло Кирка Хэммета позволили рассматриваемому стилю на втором альбоме (июль 1984 года) наконец обрести свои классические очертания. Невероятно разноплановый альбом - почти прогрессив на “The Call Of Ktulu” и заглавной, первая трэш-баллада “Fade To Black”, “For Whom The Bell Tolls” с влиянием Эннио Морриконе, зубодробительная “Creeping Death”, вылитый эталон стиля – стал первым громким и коммерчески успешным трэш-релизом.
В 1984 году стиль выходит в люди. В первую волну американского трэша вливаются Anthrax, Slayer, Dark Angel, чуть позже Exodus, Flotsam & Jetsam, Heathen, Megadeth, Nuclear Assault, Realm, Overkill, Testament. Второй по хронологии стали Slayer c работой “Show No Mercy” (то ли конец 1983, то ли начало 1984 г, данные разнятся ). Квартет из L.A. играли еще более жестче, с куда более брутальной лирикой. “Show no mercy” показал сочетание неприятного дикого визга, быстро сменяющихся рифов и суперскоростных соло, что и было основным музыкальным наполнением данной работы. Не менее скоростную работу показали нью-йоркцы Anthrax, правда стилистически это был все же больше спид-металл с текстами про смерть. Вообще трэш-группы первой волны совершили свою текстологическую революцию, не стесняясь петь про кровь, трупы, воспевать оды Сатане, выпивке и наркотикам, раздавать тумаки всяким меньшинствам и просто неметаллическим членам обществам. Из-за полнейшего подполья подобной музыки это не имело особых правовых последствий, в отличие от таскаемых по судам в то время безобидных Twisted Sister. В 1985 году в США выходит еще несколько работ, оказавших большое влияние на стиль: “Bonded By Blood” Exodus (утонченное зверство), “Speak English Or Die” S.O.D. (трэш-хардкор, первая четкая работа в этом подстиле), “Killing Is My Business…” Megadeth (не очень, с точки зрения автора, удачная по сравнению с конкурентами работа Дэйва Мастейна)
В Европе трэш начал свое развитие с Германии. Довольно быстро и в глазах критиков и в предпочтении фэнов оформился триумвират: Sodom, Kreator, Destruction. В качестве музыкальной основы они ориентировались на Venom, с небольшим оглядом на уже окрепших заокеанских конкурентов. Особенно это проявлялось в пулеметном творчестве Kreator, где вокал Милле Петроццы ближе к скримингу, чем к трэшовуму рыку. Одновременно в Европе выходят еще несколько сильных альбомов уже забытых ныне команд: Vectom "Speed Revolution", Exhumer "Possessed By Fire", но куда больших успехов добиваеются Sodom c “Obsessed By Cruelty” и Destruction с “Eternal Devastation”. Вообще, скорость как самоцель можно назвать чуть ли не главной отличительной чертой тогдашнего европейского трэша от американского. Американцы в лице тех же Metallica уже научились создавать не только могучие риффы, но и красивые мелодические и композиционные картины, европейцы же просто неслись вперед. А как правило в рок-музыке дела обстояли наоборот, европейцы играли более изысканнее..
1986 год ознаменовался выходом одного из главных шедевров металлической музыки – альбома Metallica “Master Of Puppets”. Больше нигде и никогда в трэше не выходило такого сочетания композиционного мастерства, тяжести, скорости и мелодичности, лирики, заставляющей думать и гнетущей атмосферы. Все композиции моментально стали прижизненной классикой будь то виртуозная заглавная, гнетущая “Welcome Home”, скоростные “Disposable Heroes”, “Battery” или “Damage Inc”. В принципе альбом стал эталоном стиля со второй половины 80-х годов, да и, наверное, по сей день. Период с 1986 по 1991 года стал расцветом стиля. Трэш пробился в хит-парады, исполнители добились коммерческого успеха. Slayer с дикой и высокотехничной музыкой на “Reign In Blood” и “South Of Heaven”, Anthrax “Among The Living” и “State Of Euphoria”, Death Angel “Ultra Violence”, Testament “Practice What Your Preach”, Kreator “Terrible Certainty” и “Extreme Agression”, Sodom “Agent Orange”, Destruction “Release From Agony”, Megadeth “So Far, So Good… So What?”, и многие другие. Так, в 1990 году Megadeth выпускают альбом “Rust In Peace” с композицией “Hangar 18” ставшей, по мнению автора, самой виртуозной композицией трэш-металла. Внимание к стилю позволило попасть в поле зрения публики второй волне команд, но сравниться с творческими лидерами смогли только швейцарцы Coroner c великолепным сплавом прогрессива и трэша, бразильцы Sepultura, превзошедшие по агрессии всех и вся и канадцы Annihilator с техно-трэшевым дебютником “Alice In Hell”. Здесь можно остановить внимание на т.н. техно-трэша – еще более скоростной разновидности трэша. Хотя грань между классическим трэшем и техно-трэшем весьма условна, те же Slayer образца 1986 года вполне вписываются в стандарты стиля, но, как правило, это определения относится к высокотехничным группам, которых иногда на высоких виражах заносит на прогрессивные территории. В тот же период в трэш начали проникать другие стили. Возникают группы прогрессивного трэша, в конце 80-х году американцы Prong соединили трэш с индастриэлом, что в дальнейшем дало дорогу таким грандам, как Fear Factory и Rammstein. Появляется и начинает теснить трэш ангри-метал – смесь хардкор и трэша с его ломаными ритмами. Идеальным примером служат великолепные Pantera.
Кризис подкрался незаметно. Все-таки трэш – в меру ограниченный стиль, как по инструментарию, так и по задействованным структурам, и идеи лидеров стиля начали постепенно иссякать. К тому же дальнейшее развитие металла и появление дет-металла начало оттягивать поклонников. Бороться с этим каждый начал по-разному. Metallica, потеряв в аварии Клиффа Бертона, и продолжив линию “Master Of Puppets” после альбома 1988 года “…And Justice For All” зашли в некий тупик, из которого решили уйти в Black Sabbath-подобные структуры на знаменитом “Черном альбоме” 1991 года. Сохранив узнаваемый почерк, но сократив время композиций и наполнив их помимо прочего, максимальным мелодизмом, музыканты выпустили самый коммерческий успешный альбом в трэш-металле. Хотя это было только началом… Anthrax еще раньше начали заигрывать с хард-кором, пробуя рэпперский вокал, да так в этом и увязли. Лидер Testament Алекс Скольник начал эксперименты по смягчению саунда и внедрению джазовых элементов, и так этим увлекся, что сам ушел в джаз, а оставшийся за главного вокалист Чак Билли с трудом выправил положение, ударившись чуть ли не в дет. Kreator взяли курс на индастриэл на “Renuwal”, туда же однажды свернули Annihilator, и за тем долго не могли оправдаться перед общественностью. Destruction вовсе распались. Megadeth смягчили свой стиль, дав началу целому новому направлению – soft thrash, и в целом поддержали интерес к стилю на протяжении 90-х годов с рядом удачных альбомов, особенно с “Cryptic Writings”. Sodom и Slayer продолжали в сузившемся круге слушателей делать вид, что вообще ничего не поменялось. Из Sepultura после “Roots” выгнали Макса Кавалеру, что не пошло на пользу ни группе, ни Максу. Лидеры стиля Metallica на альбоме 1996 года “Load” зашли с экспериментами с музыкой 70-х гг. еще дальше “Черного альбома”. Как хард-роковый альбом, он весьма и весьма неплох, по мнению автора, но поклонники старого звучания группу почти что не прокляли, но были окончательно добиты следующим релизом “Reload”. В общем, к началу нового тысячелетия стиль переживал упадок. Не помогали вновь образовывавшиеся новые группы вроде Grip Inc.
В настоящее время вполне возможен новый подъем стиля, по крайней мере недавно вышли великолепные работы Kreator, дебютник американских дарований ShadowFall и голландских Chainsaw, воссоединились Destruction, оправился Дейв Мастейн. Время покажет…"

(с) Мета-Олег (Metaloleg)

0

2

Legolas написал(а):

Период с 1986 по 1991 года стал расцветом стиля.

Я бы сузил хронологические рамки до 1989 г. В 1990-м вышло мало хороших работ, ну, за исключением Sodom, Kreator и Slayer, и то по ним уже видно, что стиль себя изживает... А вот Металлику я как-то к трэшу не особо отношу.

0

3

2 Oupire

Раз уж появилась идея, переименуй тему, и пусть люди выкладывают свои или чужие версии возникновения и развития Металла, название на твой вкус...

0